ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
МЫ ПОСТРОИМ ВАШЕ ШОУ

ПОД ЗНАКОМ ЮПИТЕРА

Under the Sign of Jupiter


Компании JSA всего 6 лет, но она уже достаточно зарекомендовала себя в российском шоу-бизнесе как солидная фирма, профессионально занимающаяся техническим обеспечением культурных мероприятий и организацией и проведением различных программ. Она принадлежит к тем, кто сегодня формирует, так называемую, индустрию развлечений, индустрию праздника. Спектр деятельности компании JSA неимоверно широк. Она представляет всевозможные услуги по аренде, монтажу и разработке сценических конструкций (Staging), созданию необходимой структуры массовых мероприятий (установление палаток, павильонов, барьеров безопасности и пр.) У JSA замечательный отдел, занимающийся привозом иностранных артистов (Promotion). На его счету организация концертов известнейших зарубежных  групп и исполнителей, таких как Deep Purple, Blackmore’s Night, Alice Cooper, Roxette, Modern Talking, Guano Apes, Muse и многие др. Одним словом, работают тут люди, без которых практически не обходится ни одно культурное мероприятие в стране, ни один “звездный” концерт. Президент JSА, 39-летний Александр Стрижак, человек неутомимый и энергичный. С ним и состоялась наша беседа.

—  Почему ваша компания называется JSA?

—  SA – это мои инициалы, ну a J (Jupiter) означает Юпитер. Как известно, он –  покровитель различных видов искусства и массовых мероприятий, а также людей творческих, нестандартно инженерно мыслящих и пр. Вот потому Юпитер и стоит в названии нашей фирмы. И, надо сказать, покровительство его очень успешно. Поскольку в концертной работе мы изначально ориентируемся на запад, я предполагал, что краткое JSA будет неплохо звучать. И не ошибся.

—  Как вы пришли к созданию компании?

— Я родился в семье военного под Ташкентом. Мы переезжали с места на место по долгу службы папы. Все, что было модного в мире музыки в 60-70-е годы, естественно, крутилось и в нашем доме. У нас было много пластинок, особенно танцевальных. Мама любила танцевать и даже участвовала в разных самодеятельных конкурсах, получала призы. В клубах ее нередко выбирали “Дамой вечера”. Когда в доме появился первый магнитофон “Комета 209” (по тем временам очень приличная и модная техника), старший брат стал приносить гремевшие тогда популярные записи отечественных и западных исполнителей — Nazareth, Deep Purple, The Beatles, Rolling Stones и т.д. Однажды принес пластинку, на которой были “АББА” и “Бони М”. Я тут же увлекся танцевальной музыкой. Дома устраивал даже своеобразные дискотеки, причем с различными световыми эффектами (в моде были светомузыкальные устройства). Так что все началось с домашних дискотек.

Кстати, у меня была огромная музыкальная коллекция, где-то 1500 пластинок. Во времена перестройки я ее продал и перешел на СД. Увлечение дискотеками длилось значительно дольше. Помогал многим молодым исполнителям и музыкантам в раскрутке. Когда мы перебрались в Москву, организовал свою дискотеку. После службы в армии работал механиком на киностудии “Мосфильм”. Потом возглавлял Дом Культуры “Северное Чертаново”. К нам приезжало немало известных людей. В середине 90-х стал техническим директором известной компании Grand Show Systems.

—  Вы закончили истфак Московского пединститута. Помогает ли в жизни приобретенная профессия? Каковы сейчас музыкальные пристрастия?

— Исторические аналогии очень помогают в бизнесе. Зная прошлое, лучше понимаешь настоящее и строишь будущее. Ну а музыку слушаю разную – от классики (Вивальди, Бетховена, Баха, Стравинского и др.) до рок-н-ролла и любой танцевальной, техно и рэйва. Не слушаю только попсу. Зато мне нравится Бьорк и Сезария Эвора, или этническая музыка, например. Причем, не важно русский ли это фольклор или американских индейцев, или ирландская народная музыка.

—  Стало быть, увлечение музыкой помогло вам в создании своего дела?

—  Я приобрел хороший опыт участвуя в разных ярких проектах: юбилейный концерт “Машины времени” на Красной площади, гала-концерт на Васильевском спуске, посвященный трехлетию “Союз Контракта”, шоу японского модельера Кансая Ямамото “Hello Russia”, мероприятия, посвященные 50-летию Победы, первое российское “Байк-шоу” и т. д. В 1996 году компания “АРС” пригласила меня в качестве технического директора на проект по проведению концерта Майкла Джексона на стадионе “Динамо” в рамках Michael Jackson History World Tour. Все это дало толчок к созданию своей компании.

—  Трудно ли было начинать?

—  Сегодня штат у нас – 50 человек, но на проекты бывает привлекаем от 300 до 500. Есть и внештатные сотрудники. А в 97-м в компании нас работало всего пятеро. Москва отмечала 850-летие. Нам удалось тогда взять по техническому обеспечению до 50% всех проектов мероприятий, участвовавших в праздновании юбилея столицы. Мы произвели огромное количество постановок. Одно только лазерное шоу и концерт Жан-Мишель Жарра чего стоит. Подготовка к нему заняла две недели.

В 97 году компания купила огромный комплект сценических конструкций у известнейшей фирмы Layher. Это был прорыв. Мы получили возможность заниматься организацией концертов западных исполнителей (и не только) “под ключ”. Кстати, для концерта Пола Маккартни все башни, защитная сетка храма, километр барьеров безопасности, гримерный городок для певца и его персонала с хорошим полом и стенами (а это 2000 кв. м) – построено нами. Сегодня на День города для нас реально провести таким образом все мероприятия. Мы участвуем во всех крупных фестивалях, например, “Нашествие” в Раменском, “Крылья” в Тушино, Rock Zone. Из западников кого только ни привозили! Например, организовали концерт основателя группы “Юрай Хип” Кена Хенсли с Президентским оркестром РФ. Получилась премьера.

—  А трудно ли привозить “звезд” такой величины?

—  Понимаете, в организации концертов задействовано очень много структур и механизмов. Нужно провести переговоры, организовать все, договориться о зале, продаже билетов, плюс встречи, гостиницы, переводчики, техническое обеспечение (к которому бывает немало претензий). Важную роль играет и реклама (афиши, растяжки и т.п.) Иногда маленький концерт – это гораздо большая головная боль, чем крупное мероприятие. Был же у нас срыв концерта Оззи Осборна в Тушино, рассчитанный на 50 тыс. человек, из-за болезни гитариста. К счастью, это всего лишь форс-мажор. Он вернул все деньги.

—  Сколько стоит шоу?

—  В зависимости от величины “звезды”. Бывает и 3 млн. долларов. Но это не гонорар, а стоимость шоу. Платят им инвесторы (обычно это финансовые структуры). Иногда в небольшие проекты мы и сами вкладываем деньги. Можем себе позволить до 100 тыс. долларов на реализацию проекта.

—  Какие-то не стандартные забавные ситуации, связанные с организацией концертов бывали?

—  А как же. Возьмем, к примеру, концерт группы Roxette в 2001 году. Они вылетели на частном самолете и должны были прибыть за 3 часа до выступления. И вдруг (они уже в воздухе) нам сообщили, что солист Per Gessle забыл паспорт. А это значит, что в нашу страну его не пустят, на родину тоже. Ситуация,  прямо как в к\ф “Невероятные приключения итальянцев в России”. Пришлось связываться со шведским консульством, сотрудник которого прямо в аэропорту выписал паспорт. Но ведь нужна и фотография. Всеми правдами и неправдами артиста пришлось проводить в здание аэропорта Шереметьево, там искать моментальное фото, а потом обратно вести за границу. И смех и грех!

А в прошлом году г-ну Ричи Блэкмору потребовался на сцене деревенский пейзаж. Чтоб были стога сена и, обязательно, десять живых деревьев. Они привезли “задник” средневекового замка. Короче, позарез нужен соответствующий антураж. Слава Богу, деревья шестиметровые (как было заказано) нашлись в питомнике МГУ, сено тоже достали. Без него певец никак обойтись не мог, хотя пожарные очень возражали… Да, к тому же, он потребовал, чтобы в первых рядах сидели люди непременно в средневековых костюмах. Ситуация нестандартнейшая, я вам скажу! Времени нет. Где-то надо все достать,.. Хоть самому латы надевай!   Но и с этим мы справились.

Кстати, день рождения г-на Блэкмора мы потом довольно широко отмечали в клубе “Ратник”. Стреляли вместе с ним там из луков и арбалетов, метали ножи. Подарили ему гитару в гжельском исполнении (внутри нее, конечно, водка). Он остался очень доволен.

—  Каковы планы JSA на перспективу?

—  Мы растем и развиваемся. JSA представляет в России интересы немецкой компании Layher (производителя одного из лучших в мире систем строительных лесов и сценических конструкций), занимается продажей этого оборудования. Представляем мы интересы и чешского производителя алюминиевых ферм и крышных трасенговых систем Milos. Работают филиалы JSA в Санкт- Петербурге и Риге. Скоро откроем на Дальнем Востоке и в Поволжье (Нижнем Новгороде). Есть у нас сцена и на Чукотке.

Что же до мероприятий, на День города организуем мега-шоу на Красной площади, в основе которого пиротехническое и световое лазерное шоу Герта Хофа. Он вошел в Книгу рекордов Гиннесса за постановку 4-х шоу по встрече «Миллениума» 2000 года. В концертной части выступят: Scorpions, Томас Андерс и… Президентский оркестр РФ. 10-11 октября в МДМ состоится новая встреча с мастером гитарных импровизаций Ричи Блэкмором и его коллективом Blackmore’s Night.

—  Кем вы внутренне себя больше ощущаете: организатором, продюсером, техником или режиссером?

—  Трудный вопрос. Во мне уживается много ипостасей: владелец компании, управляющий, инженер (в строительстве сцены я занимаюсь креативом), в какой-то мере и продюсер, конечно… Мне многообразие нравится. Одной профессии мало. Все, что я делаю – это по душе, то есть, получаю удовольствие от того, чем занимаюсь по жизни. По такому же принципу работают в моей компании люди – надежные соратники и профессионалы.

Беседовала Марина Комарова,
Журнал - «Хит Парад»,
№9 (13) сентябрь 2003 г.
http://jsa-stage.ru/hit-parad-9-2003/
BACK