ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
МЫ ПОСТРОИМ ВАШЕ ШОУ

СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ

The Biggest Light Show

(in russian sounds like doomsday / it’s wordplay – joke)


Помните времена, когда сцены были деревянными, концертный звук ничем не отличался от хрипения бабушкиной «Ригонды», а свет выставлялся по принципу «чем больше, тем ярче»? Если нет, посмотрите видеозапись первого Вудстока  –  и вы ужаснетесь несуразности и ненадежности конструкций, именуемых в те годы сценой. А в России и в начале 90-х с техникой и специалистами дела обстояли из рук вон плохо. Выходили из положения так: выискивали пару умелых на все руки техников и приводили дивизию морской пехоты. После обширного инструктажа дело спорилось. И верилось, что так будет не вечно.

В родном отечестве эфемерное «не вечно» обрело вполне отчетливые очертания только к середине 90-х. Именно тогда многие наконец осознали, что проведение концерта или фестиваля и на Востоке дело тонкое. Появились возможности для реализации самых шикарных и качественных шоу-программ: на российском рынке организаторов «всеобщего праздника жизни» стали работать настоящие профессионалы. В их числе –  президент сценической компании JSA Александр Стрижак, рассказавший нам о некоторых хитростях и тонкостях «строительства» грандиозных качественных шоу.

МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ

Как известно, шоу-рынок – это прежде всего четко отлаженный механизм, где различные по направленности компании взаимодействуют друг с другом ради получения общего результата (читай: «собирая» концерт, одна компания занимается звуком, другая – светом, третья ставит сцену и конструкции). Координатором всего проекта чаще всего выступает одна компания.

Изначально заказчик (будь то Правительство Москвы, MTV или частный клиент) обговаривает условия проведения мероприятия, его масштаб и некоторые мелкие нюансы. Инженеры компании рассчитывают макеты и чертежи, подгоняют их под типовые конструкции, после чего представляют конечный вариант заказчикам. «Довольно часто случается так, что наш конечный макет нравится заказчику еще больше, чем его первоначальный собственный», – поясняет Александр Стрижак.

По времени сборка конструкции средней величины занимает двое суток при стандартном рабочем штате в 20 человек. Инсталляции повышенной сложности (такие, как концертная сцена Пола Маккартни) – вдвое больше. Бывают и исключения. К примеру, в создании сцены для легендарного концерта The Rolling Stones и шоу Жана Мишеля Жарра  принимало участие свыше 300 техников. Монтажные работы заняли чуть больше недели.

К СМОТРУ ВОЙСК  ГОТОВ!

После инсталляции все части конструкции проверяются специальными комиссиями на предмет соблюдения техники безопасности и технологии процесса сборки. В случае участия в мероприятии высокопоставленных лиц число комиссий утраивается. Например, к празднованию Дня Победы было решено установить на Красной площади огромную инсталляцию у стены ГУМа. Сказано – сделано. Конструкция поставлена, растяжки подвешены – площадь к празднику готова. Не учли лишь один незначительный момент: в процессе шествия парадной «гусеницы» перед самой Кремлевской стеной у Мавзолея должен был разместить свое величие не кто-нибудь, а сам Верховный главнокомандующий вооруженных сил  Российской Федерации. Несмотря на то, что конструкция была готова выдержать чуть ли не ураган, перестраховщики-инспектора обязали JSA обвязать всю ее часть стальным тросом. Вопрос о том, что в случае урагана улетело бы первым – Мавзолей или праздничная инсталляция, до сих пор остается открытым.

ГАЗ ДЛЯ RAMMSTEIN

Довольно часто западные исполнители привозят в Россию не только свои бренные телеса, но и целые шоу-программы. Как правило, сцену по предварительной договоренности предоставляет отечественная компания. При этом в райдере (список требований артиста) всегда четко прописаны допустимые компании-производители. Однако все дополнительное оборудование везется вслед за исполнителем из-за границы. В связи с этим возникают трудности с адаптацией сцены под конкретное действо. Группа Rammstein в этом смысле стоит в самых первых рядах. Представьте, даже баллоны с газом (для их немыслимых огненных изысков) – казалось бы, весьма обычная  вещь – тоже берутся с собой из Германии. Для пущей уверенности, так сказать.

I CAN`T GET NO SATISFACTION…

Для некоторых особо занятых исполнителей сценическая компания обеспечивает проведение всех подготовительных мероприятий. Таким образом, группа прилетает, допустим, в Москву за день до выступления, проводит саундчек (проверка звука и аппаратуры) и сразу же улетает обратно. В день выступления за два часа до концерта исполнители возвращаются, отыгрывают концерт и уносятся прочь в аэропорт (может, просто потому, что не любят ночевать в незнакомом месте?).

В этом случае компания должна не только обеспечить техническую сторону проведения концерта, но и урегулировать все нюансы, связанные с перелетом, проживанием и всевозможными прихотями артистов. Случай, произошедший с участником группы Roxette, до сих пор вспоминается всему персоналу JSA не без содрогания. Дело в том, что Пер Гессл, будучи уже в московском аэропорту, за два часа до концерта обнаружил, что забыл свой паспорт дома. Сами понимаете, в Швецию слетать – не в Бутово съездить. Александру Стрижаку пришлось обращаться в посольство Швеции, чтобы незадачливому музыканту выписали паспорт прямо в аэропорту. И все бы ничего, но фотографию на паспорт можно было сделать лишь за пределами терминала. Однако миссия была успешно выполнена в лучших традициях западных боевиков. 

КУПЕРУ – ГОЛЬФ, БЛЭКМОРУ – СЕНО

Помимо стандартных требований артист в своем райдере может запросить что угодно, даже луну с неба. Если, конечно, она находится в нужной фазе, «того самого» цвета и угла наклона. Эксцентричные требования эксцентричных людей. Чего только сотрудникам JSA не приходилось доставать, собирать и устраивать для того, чтобы очередная эстрадная звезда просто-напросто не отказалась выйти на сцену за пять минут до начала концерта. Известный всем наркоманам, алкоголикам и тунеядцам великий и ужасный Оззи Осборн особым пунктом в своем райдере настоял на том, чтобы ни при каких обстоятельствах ему не приносили (оставляли, предлагали) никакого алкоголя. Всему этому он предпочел велосипед. Не вполне ясно, что он с ним делал, но многие говорят, что катался.

Катался ли Ричи Блэкмор из Blackmore’s Night со своим стогом сена или спал в нем, тоже неизвестно. Известно лишь то, что именно стог и еще семь живых деревьев потребовал сей любитель русской природы. Иногда организаторам концертов приходится выполнять и маленькие прихоти артистов, пусть даже они и не обозначены в райдере. Например, когда во время пребывания в Москве у Элиса Купера выдался свободный день, он между делом признался, что очень любит играть в гольф. Впоследствии оказалось, что он не просто любит, но и очень хорошо это делает. Сотрудники JSA решили сделать музыканту приятное и договорились с чемпионом России по гольфу составить Элису компанию на поле. Никто из играющих по соседству не мог даже предположить, что тот обычный парень в потертой кепке не кто иной, как мировой рок-идол Элис Купер.

Вставки:

Вопрос о том, что в случае урагана улетело бы первым – Мавзолей или праздничная инсталляция, до сих пор остается открытым.

Катался ли Ричи Блэкмор из Blackmore’s Night со своим стогом сена или спал в нем, неизвестно. Известно лишь то, что именно стог и еще семь живых деревьев потребовал сей любитель русской природы.

Текст: Кирил Кутырёв
За Кулисами
Журнал - НОЧНАЯ ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ
№7/8 Июль-Август 2005
http://jsa-stage.ru/night-life-2-2005/
BACK