ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
МЫ ПОСТРОИМ ВАШЕ ШОУ

ПОЧЁМ ИМПОРТНАЯ МУЗЫКА?

How Much is Importing Music?

(is meant organisation live shows of western stars)

В начале 90-х, когда отечественный шоу-бизнес пребывал в стадии формирования и изучал открывшиеся перед ним возможности, одной из самых лакомых сфер деятельности считалась работа по “привозу” в Россию разнокалиберных (преимущественно, разумеется, легендарных и не любимых советской цензурой) зарубежных гастролеров. Занять “импортный” музыкальный сектор стремились многие. В том числе те, кто прежде имел к шоу-бизнесу весьма отдаленное отношение. Достаточно вспомнить первое приглашение к нам Майкла Джексона компанией “Десса” (специализировавшейся, кажется, на оптовой торговле продуктами). Эта инициатива крайне не понравилась истинным российским “воротилам шоу-бизнеса”. Они тогда всячески постарались продемонстрировать выскочкам “чьи в лесу шишки”. Начался дележ сфер влияния, приведший к установлению некого порядка.

Однако дефолт 98-го вновь смешал все карты. На рынке появились новые игроки. Сегодня их немного (по большому счету 4 – 5 компаний), но они практически стопроцентно удовлетворяют спрос нашей публики на западных артистов.

В этой “могучей кучке” оказалась компания JSA, которая в последнее время не только выглядит одной из самых активных на шоу-рынке (именно она впервые привезла в Россию Элиса Купера, Ричи Блэкмора и Кэндис Найт, Muse, Guano Apes), но и оказалась одной из самых пострадавших. В 2002-м у JSA сорвались уже два широко анонсировавшихся проекта – концерты Оззи Осборна и Ронни Джеймса Дио. Несмотря на это, в ноябре компания рассчитывает, второй раз, с успехом прокатить по России шоу Элиса Купера.

О том, каково сегодня привозить заморских звезд в Россию, “МН” рассказал глава JSA Александр Стрижак.

– Как вашу команду “впустили” на вожделенное гастрольное пространство? Прежде ведь JSA занималась исключительно техническим обеспечением концертов.

– Совершенно верно. И эта деятельность позволила нам получить определенный статус в музыкальном бизнесе. Причем не только отечественном, но и зарубежном. А после лета 98-го в российской шоу-индустрии случился серьезный спад. Никто никого не привозил, никаких масштабных концертных акций не затевалось. Мы фактически остались без заказов.

Мы обладали значительными техническими ресурсами, были готовы работать, но предложений не поступало, и когда картина изменится, было непонятно. Тут и возникла идея самим заняться всем комплексом вопросов. То есть стать еще и прокатной компанией, напрямую договаривающейся с артистами. Я открыто объявил об этом всем нашим потенциальным конкурентам и особых возражений не услышал. После чего мы осуществили свой первый самостоятельный проект – привезли в лужниковский дворец спорта “Дип Перпл”. После той акции, кстати, и другие компании заметно активизировались.

– На ваш взгляд, сейчас эта ниша нашего шоу-бизнеса окончательно заполнена, новая структура может пробиться в ваши ряды?

– Скажем так, список российских компаний, ориентированных на приглашение к нам зарубежных исполнителей, сформирован. Есть мэтр – SAV Entertainment, есть агентство Андрея Агапова, TCI, наша компания, ну, наверное, FeeLee можно упомянуть. В сущности – все.

Это раньше, до 98-го, другие средства в стране находились, появлялись шальные деньги, щедрые спонсоры. Теперь рынок стал более продуманным, просчитывается экономическая выгода проектов, платежеспособность населения и т.д.

Поэтому до сих пор никто не привез в Россию Мадонну, U2, Маккартни, Хьюстон. Это очень крупные звезды, очень серьезные вложения. До такого уровня мы еще не добрались. Банки еще не слишком доверяют нашим компаниям. Даже то, что ты лет шесть работаешь на рынке, имеешь солидный послужной список, не вызывает доверия к твоим поручительствам при выдаче кредита. Страховая система не развита. Организация гастролей звезд такого масштаба связана с полумиллионными, а то и миллионными долларовыми рисками, а мы не чувствуем себя защищенными в случае форс-мажорных обстоятельств.

– Таких, например, как запрет властей на выступление Оззи Осборна в Тушине? Как вы преодолели последствия этой отмены и вообще, что это – тенденция или цепь совпадений: срывается концерт “Раммштайн” у TCI, Осборна, Дио – у вас? Не многовато для одного сезона?

– У этих срывов разные причины, поэтому говорить, пожалуй, стоит о совпадении, нежели о тревожной закономерности. С “Раммштайн” особенно любопытно. Чиновники опасались проведения массового действа на окраинном аэродроме для радикальной, с их точки зрения, молодежи, которое по срокам совпадало с Юношескими играми в Москве, но при этом разрешили накануне Игр коллективный просмотр фанатами на Манежной площади футбольного матча, закончившийся погромом в центре столицы. На отмену концерта Особорна, кроме прочего, повлияла внезапная болезнь гитариста его группы. А с Дио мы умышленно начали рекламную кампанию раньше, чем подписали контракт с его продюсерами. Конечно, потеряли на этом, но меньше, чем могли бы.

– Некоторые знатоки утверждают: даже стопроцентные билетные сборы не способны компенсировать затраты, тем паче принести прибыль при устройстве гастролей зарубежных звезд.

– У нас весь расчет именно на билетную часть. Иначе это не бизнес, а благотворительность. Замечательно, конечно, если иногда находится серьезный спонсор и от заполнения зала можно уже не зависеть. Но это сейчас редкость.

– Какова ценовая градация артистов и крупнейших столичных площадок? Допустим, что такое выступление известной современной западной группы в ДС “Лужники”?

– Во Дворец спорта “Лужники” выгодно привозить артиста не дороже 100 тысяч. В “Олимпийский” приглашать тех, чья стоимость не превышает 300 тысяч, а на Большой спортивной арене в Лужниках рентабельно организовывать и выступления музыкантов, гонорар которых достигает полумиллиона долларов.

– У вас есть какие-то замыслы, возможно, пока даже кажущиеся несбыточными, но которые обязательно хотелось бы воплотить?

– Нужно постараться использовать ситуацию с Полом Маккартни. Он, по-моему, собирается наконец отправиться в гастрольное турне, и, надеюсь, удастся завлечь его и в Москву. Хотелось бы более удачно, чем в 98-м, подать в России “Роллинг Стоунз”. Когда-нибудь, возможно, получится привезти U2. Интересно, между прочим, поработать и с Бритни Спирс. Но пока это все скорее мечты.

Из проектов более реальных назову RHCP, Гэри Мура, “Бон Джови”, Криса Ри, Def Leppard. Такие переговоры уже ведутся. А еще очень хочется показать у нас мюзикл, посвященный Queen. В сентябре посмотрел его в Лондоне. Отличная вещь. Когда он выработает свой ресурс в Британии, полагаю, появится возможность пригласить его в Россию. Может, объединим в этом вопросе свои усилия с Борисом Красновым.

Михаил Марголис
Газета - МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ
№38 02.10.2002
http://jsa-stage.ru/moskovskie-novosti-02-10-2002/
http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=428
http://www.mn.ru/issue.php?2002-38-51
BACK